Свадебные и брачные обычаи различаются в разных регионах Вестероса и Эссоса. Свадебный обряд, как правило, имеет религиозный смысл, освящая союз мужчины и женщины и придавая законный статус их потомству. Дети, родившиеся вне брака, называются бастардами, не имеют права носить фамилию родителей и наследовать их имущество. В Вестеросе осуждается брак между близкими родственниками; однако в древней Валирии были приняты браки между братьями и сестрами, и династия Таргариенов даже в Семи Королевствах следовала примеру предков, так, Эйгон I Таргариен был женат сразу на обеих своих сестрах.
Некоторые организации и ордена в Вестеросе требуют от своих членов соблюдать целибат, не вступать в брак и не производить на свет потомство; так, обет целомудрия дают служители Семерых — септоны и септы, мейстеры Цитадели, братья Ночного Дозора и рыцари Королевской Гвардии. Аналогичный обет в Эссосе дают красные жрецы и норвосские телохранители.

Знать в Вестеросе, как правило, заключает браки по политическим соображениям — создать или укрепить союз между владетельными домами. Выбором невесты для сына занимаются родители, и они же ведут переговоры с родителями девушки; при этом жених и невеста могут не видеть и не знать друг друга до свадьбы. Впрочем, взрослый холостой мужчина может и напрямую попросить руки дамы у ее отца.

Браку предшествует помолвка, которую стараются заключить как можно раньше — так, Баратеоны и Старки заключили помолвку между 12-летним Джоффри Баратеоном и 11-летней Сансой Старк. Помолвку Брандона Старка и Кейтилин Талли заключили, когда последней было 12 лет. Какие-либо особые обстоятельства могут заставить провести помолвку и сам брачный обряд и ранее — например, 13-летний Тирек Ланнистер, сам еще подросток, женился на грудном младенце Эрмесанде Хэйфорд: Эрмесанда была последней в своем роду, и, если бы она не дожила до совершеннолетия, земли ее предков отошли бы в чьи-то еще руки. Хотя помолвка считается священной, как и брак, ее можно легко расторгнуть — это может сделать как родня жениха, так и родня невесты. Септоны, правда, неодобрительно относятся к расторжению помолвок.

Собственно брак заключается, как правило, когда жених и невеста достигают возраста, в котором они способны делить постель и произвести на свет потомство. Для девочек это, как минимум, время «расцветания», то есть начала первых менструаций. Девочки из знатных семей расцветают, выходят замуж и рожают детей заметно раньше, чем простолюдинки — Мартин отмечал, что в Средневековье так и было, вероятно, из-за лучшего питания.
« В общем вестеросском представлении девушку можно выдать замуж еще до того, как она расцветет — по политическим причинам; но желание переспать со столь юной женой посчитают извращенцем. Такие ранние свадьбы — даже без секса — достаточно редки. Свадьбу откладывают до тех пор, пока невеста не станет из ребенка девушкой. На девушке уже можно жениться и спать с ней... впрочем, и тогда многие мужья предпочитают обождать, пока супруга не достигнет пятнадцати-шестнадцати лет, прежде чем исполнять супружеский долг. Мейстеры давно подметили, что чрезмерно юные матери слишком часто умирают родами. »

— Так сказал Мартин

От девушек ожидается, что они вступят в брак девственницами. Потерянная до брака девственность дочери — удар по репутации ее родителей; «запачкавшая» себя девица уже не может рассчитывать на выгодное замужество. Напротив, промискуитет для юношей никак не порицается, и ко времени свадьбы они могут даже стать отцами внебрачных детей — в Вестеросе это считается лишь доказательством мужской силы.

Для мальчиков подходящий для женитьбы возраст — 16 лет, время совершеннолетия. Оруженосцы, как правило, предполагают жениться, как только получат шпоры — иными словами, будут посвящены в рыцари. За невестой принято давать приданое, что для небогатых родителей может быть весьма обременительным; с другой стороны, крупное приданое может сделать выгодным неравным брак, например, между сыном обедневшего лорда и дочерью богатого простолюдина.

В Просторе принято приносить на свадьбу подарки — сначала, на утро в день свадьбы свадебные дары вручаются отдельно невесте и отдельно жениху; потом, на следующий день, когда брак будет совершен и новобрачные станут супругами, приносят новые подарки — уже как супружеской паре.

На юге и в центральных областях страны свадебный обряд проводят в септе перед алтарем, в присутствии септона — перед лицом Семерых. Для королей свадебный обряд проводит верховный септон, и церемония проводится в главном храме страны — Великой Септе Бэйлора. На Севере, где сильна вера в Старых Богов, обряд проводят в богороще перед чардревом; впрочем, северяне могут провести двойную церемонию, принеся обеты сначала в септе, потом в богороще. Последователи Р'глора проводят свадебную церемонию перед зажженным костром, причем жених и невеста должны, взявшись за руки, перепрыгнуть через пламя.

На свадьбе должны присутствовать отцы жениха и невесты, участвующие в символическом обмене плащами — если это для кого-то из вступающих в брак невозможно, назначается посаженый отец.

Жениха и невесту для свадебной церемонии облачают в пышные и дорогие одеяния; важный элемент — это свадебные плащи. В ходе свадебной церемонии плащи играют роль обручальных колец — жених облачает в свой плащ невесту и сам надевает ее плащ. Тем самым, когда каждый из новобрачных носит гербовые цвета дома другого, подтверждается связь между домами. Такие плащи по возможности делают из дорогой материи, подбивают ценным мехом и расшивают золотом и серебром. Жених может продолжать носить свадебный плащ — часто жаркий и неудобный — и спустя несколько дней после свадьбы, демонстрируя тем самым, что брак состоялся.

Свадебный плащ должен быть окрашен в цвета, соответствующие гербу дома, к которому принадлежит вступаюший в брак, и застежка на горле обычно изображает гербовую фигуру: так, Санса Старк выходила замуж в серо-белом плаще с застежкой в виде лютоволка — герба Старков; Маргери Тирелл на венчании с Джоффри Баратеоном носила зеленый плащ с вышитыми желтыми розами — цвета ее родителей, Тиреллов. Как вдова Ренли Баратеона Маргери должна была бы носить черно-золотой плащ Баратеонов; облачив невесту в зеленый тирелловский плащ, родители подчеркивали, что она все еще девственна и брак с Ренли не признан состоявшимся. Серсея Ланнистер, не любившая своего покойного мужа и его родню, облачила Джоффри Баратеона в красно-золотой плащ Ланнистеров — старый, когда-то принадлежавший Тайвину Ланнистеру, однако в случае Томмена Баратеона по настоянию Оленны Тирелл плащ все-таки сменили на баратеоновский.

Обмен плащами принят и на Севере, где верят в Старых Богов. Даже при венчании Сигорна и Алис Карстарк, проведенному по рглорианскому обряду или адаптированному согласно вере красных жрецов, не отказывались от плащей — при этом Сигорну, не имевшего герба, придумали герб специально для свадебного плаща
Свадебный обет в сериале ( пример ).
Септон: Перед лицом Семерых я сочетаю браком этих двоих, да будут они едины отныне и навеки. Взгляните друг на друга и произнесите обеты.
Робб и Джейн: Отец, Кузнец, Воин, Мать, Дева, Старица, Неведомый...
Робб: Я — ее, и она моя...
Джейн: Я — его, и он мой...
Робб и Джейн: ...С этого дня и до конца моих дней.
Серия 2x10 Valar Morghulis

Венчание по обряду Семерых имеет следующий вид:

    септон произносит молитвы богам;
    жених и невеста дают семь обетов, видимо, обращенных к каждому из Семерых;
    септон семикратно благословляет брак;
    поется свадебный гимн;
    септон обращается к присутствующим, предлагая назвать причины, делающие этот брак невозможным;
    жених и невеста с помощью шаферов обмениваются свадебными плащами
    со словами «Этим поцелуем я клянусь тебе в любви и признаю тебя моим лордом и мужем» и «Этим поцелуем я клянусь тебе в любви и признаю тебя моей леди и женой» целуют друг друга.
    септон завершает церемонию, вознеся над головой священный семигранный кристалл и произнеся формулу «Пред ликами богов и людей торжественно объявляю такого-то из дома такого-то и такую-то из дома такого-то мужем и женой. Одна плоть, одно сердце, одна душа отныне и навеки, и да будет проклят тот, кто станет между ними».

На Севере проводится простой обмен ритуальными фразами. В культе Старых Богов нет священнослужителей, поэтому церемония проходит быстро. Так венчались Рамси Болтон и Джейни Пуль.

    жених задает вопрос: «Кто идёт предстать перед божьим ликом?»;
    отец невесты или посаженый отец отвечает: «Такая-то из рода такого-то пришла, чтобы выйти замуж. Взрослая и расцветшая женщина, законнорожденная и благородная, она явилась просить благословения богов» и спрашивает в свою очередь: «Кто пришел, чтобы взять её в жены?»;
    жених представляет себя и спрашивает, кто отдает ему невесту;
    отец невесты представляет себя и спрашивает невесту, берет ли она жениха себе в мужья;
    после утвердительного ответа невесты жених и невеста опускаются на колени перед сердце-древом, чтобы произнести молчаливую молитву;
    как и на юге, происходит обмен плащами, на чем обряд считается завершенным[14].

В других местах, однако, утверждается, что вступающие в брак произносят обеты перед сердце-древом. Неизвестно, принесли ли их и Рамси Болтон и Джейни Пуль в молчаливой форме, или их венчание отступило от традиционного обряда.

Мелисандра проводила венчание Сигорна и Алис Карстарк по р'глорианскому обряду, возможно, измененному под реалии Севера. В земле вырыли канаву и разожгли в ней костер; жених и невеста стали по одну сторону огня, а жрица по другую.

    жрец: «Пусть выйдут те, кто сольется воедино»;
    происходит тот же обмен вопросами и ответами, что и в брачном обряде Старых Богов: «Кто выдаёт эту женщину замуж?» — «Кто пришёл взять эту женщину?»;
    между жрецом, женихом и невестой происходит обмен ритуальными фразами уже рглорианского толка: «(имя жениха), разделишь ли ты свой огонь с (имя невесты) и согреешь ли её, ибо ночь темна и полна ужасов?» — «Пламенем красного бога клянусь, что согрею каждый её день» — «(имя невесты), клянешься ли ты разделить свой огонь с (имя жениха) и согревать его, ибо ночь темна и полна ужасов?» — «Пока кровь бежит по венам».
    жрец произносит: «Тогда подойдите ко мне и станьте единым целым»;
    чтобы подойти к жрецу, стоящему по ту сторону пламени, жених и невеста должны перескочить через огонь;
    жрец произносит: «Двое вошли в пламя, а выйдет один. Что объединяет огонь, никто не в силах разделить», и последнюю фразу повторяют присутствующие.
    происходит обмен плащами.

После свадебного пира происходит провожание молодых в спальню. Это старинный и фривольный обычай: гости-женщины окружают жениха, а гости-мужчины — невесту, и несут на руках, попутно снимая с них предметы одежды и, как правило, отпуская грубые шутки; уложив раздетых новобрачных в постель, гости обязаны выйти и запереть двери, но частенько кучка гостей все равно остается под дверями, подслушивая и выкрикивая «разные гадости». Существует специальная песня «Снял король корону, королева — башмачок», которую присутствующие музыканты исполняют во время провожания. Если венчаются несовершеннолетние, провожания не происходит. Впрочем, считается, что муж не должен спать врозь с женой в ночь свадьбы, это сулит несчастье их браку. Даже если новобрачные еще дети, они все равно должны провести ночь в одной постели.

Процедуры развода в Семи Королевствах не существует. Тем не менее, брак, заключенный обманным путем[18] или не осуществленный в постели может быть отменен, и при этом будет считаться, что супруги никогда и не вступали в брак. В частности, Маргери Тирелл трижды выходила замуж — за Ренли, за Джоффри и за Томмена Баратеонов, и каждое ее замужество объявлялось первым, поскольку предыдущий супруг не успел «осуществить» брак. Применительно к королевским бракам вопросами отмены должны заниматься верховный септон и Совет Веры.

По распространенной на Севере примете, снег во время свадьбы означает брак без любви.

Дотракийцы проводят свадьбы в поле, так как считают, что все важнейшие события в жизни мужчины — от зачатия до смерти — должны совершаться под открытым небом. Заключению брака предшествует празднество, продолжающееся от рассвета до заката; на нем пируют, танцуют, совокупляются и дерутся. Кхал кидает танцующим женщинам награды-медальоны и наблюдает за потасовкой; воины могут вступать в поединки, кончающиеся смертоубийством — по словам Иллирио Мопатиса, свадьбу без менее чем трех смертей дотракийцы считают пустым происшествием. На закате празднество прекращается, и начинается вручение свадебных даров. В отличие от Вестероса, все дары сначала вручаются невесте, а уж она обязана передать жениху те подарки, что предназначаются для него. После вручения даров супруги отъезжают от кхаласара в удаленное место, где совершается брак. Если женится кхал, супруги, где бы они ни находились, должен совершить путешествие в Вейес Дотрак — что, учитывая размеры Дотракийского моря, занимает месяцы — и представить новобрачную дош кхалину, к которому она присоединится после смерти мужа.

В Кварте супруги сохраняют раздельную собственность после свадьбы и владеют своим имуществом порознь. Однако в этом городе существует следующий обычай: в день бракосочетания один из супругов может попросить у другого подарок — какую-то одну вещь, и владеющий этой вещью супруг обязан исполнить просьбу.

Гискарский брачный обряд, принятый в Миэрине, не менее сложен, чем вестеросский. Перед свадьбой женщины со стороны жениха — его мать и сестры — осматривают обнаженную невест, удостоверившись, что она не страдает какими-либо болезнями или уродствами. После этого невесте подают особый пирог, который запрещено есть мужчинам — его пекут только для невест. Во время свадебной церемонии невеста носит белый токар с бахромой из множества мелких жемчужин и темно-красным покрывалом. Жемчужины — символ плодородия, чем больше их на облачении невесты, тем больше здоровых детей она произведет на свет. В знак подчинения супругу невеста публично омывает жениху ноги. Собственно венчание, проводимое в храме, занимает четыре часа; вместо колец или плащей на жениха и невесту надевают цепочки, скрепляющие их запяться и щиколотки.

Информация взята с http://7kingdoms.ru